«Обувная Лига» и ботинки производства КНР

Начало: 31 октября 2010 г.
Окончание: 6 февраля 2011 г.
Эпопея длилась: 98 дней (3 месяца и 1 неделя).

Пролог

Обувная Лига. Коминтерна, 115.

10 мая 2010 г. купил в магазине «Обувная Лига» (ул. Коминтерна, 115) туфли мужские летние Carido. Классные, мягкие, прям по ноге.

Обувная Лига. Чек на туфли Carido.

Гарантия на туфли — 1 месяц:

Обувная Лига. Чек на туфли Carido.

Прошло два месяца, и каблук развалился в хлам. Оказалось, что он состоит из тоненькой резиновой стенки снаружи и нескольких тоненьких резиновых стенок внутри. «Гарантийный срок закончился, и хрен магазин теперь что заменит»,— подумал я. В ремонтной мастерской ботинки не взяли, сказали, что починить их не возможно.

Один ботинок попытался починить путём заливки эпоксидки в каблук. Каблук неремонтированного ботинка выглядел немного лучше:

Обувная Лига. Развалившийся каблук.
Обувная Лига. Развалившийся каблук.

А сверху ботинки выглядят как новые:

Обувная Лига. Развалившийся каблук.

28 августа зашёл в этот же магазин, нашёл подходящие ботинки. Наученный горьким опытом, поинтересовался у продавщицы, не развалятся ли эти, как и предыдущие уже после гарантийного срока, и что в таком случае делать. Продавщица сказала, что стопудово не развалятся, а даже если развалятся, то мол приносите всё вам поменяем и через месяц после гарантийного срока, и через большее время.

Я обрадовался и ботиночки взял:

Обувная Лига. Чек на ботинки.

Практически сразу отломившиеся уголочки набойки вызвали у меня некоторое подозрение. Прошло два месяца. Подошвы оказались протёрты насквозь (на правом ботинке хоть и не видно, но подошва тоже протёрлась, осталась тоненькая полоска резины, место можно определить по белому пятнышку). Стёршиеся набойки явили миру каблуки, сделаные из материала смутно похожего на ДСП. То-то я думаю, что они так сильно цокали при ходьбе.

Обувная Лига. Ботинки Dino Ricci.

В голове пронеслись картины с китайцами, вырезающими обувь из цельного куска дерева:

Деревянные башмаки.

А сверху и эти тоже выглядят как новые:

Обувная Лига. Ботинки Dino Ricci.

Вспомнив совет продавщицы, 31 октября поехал в магазин. «Сейчас,— думаю,— съезжу, быстренько поменяю!» Ага, щаз! Наивный чукотский мальчик! Продавщица позвала администраторшу. Администраторша сказала, что всё, что наобещала мне продавщица про замену после окончания гарантии — фигня полная. Претензию принимать отказалась.

Глава 1

Написал претензию №1 (pdf, 1.7 МБ).

Требования претензии основываются на следующих статьях Закона РФ «О защите прав потребителей»:

В соответствии со статьёй 19 в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные статьей 18.

Согласно статье 18 потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Статья 10 сообщает, что продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

А в статье 4 говорится, что продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

В претензии требовал замены товара на аналогичный.

11 ноября пытался второй раз отдать её в магазин. Ставить отметку о приёме на моём экземпляре отказались.

12 ноября пошёл на почту, и отправил претензию письмом с уведомлением.

15 ноября претензия вручена магазину:

Уведомление о вручении.

28 ноября получил на почте такой ответ от магазина:

Ответ магазина.

Позвонить или продублировать письмо электронной почтой сотрудники магазина не посчитали нужным, хотя и телефон, и адрес электронной почты в претензии указаны были.

Глава 2

Небольшое лирическое отступление. Все мы являемся потребителями, в хорошем смысле этого слова. Часто бывает так, что наши права нарушают. И часто бывает так, что мы не всегда умеем, и не всегда знаем, как их отстаивать. Я, в таких случаях, пользуюсь следующими ресурсами:

OZPP.RU — сайт общества защиты прав потребителей. Тут можно найти огромное количество нормативной и правовой документации. Есть образцы претензий и исковых заявлений. Претензии, составленные с помощью этого сайта, решают большинство проблем с некачественными товарами или услугами.

Однако встречаются такие проблемы, которые ставят в тупик. И что дальше делать, и как реагировать совершенно не понятно. И вот тут на помощь придёт замечательный ресурс «Непофигизм» и его владелец, неравнодушный юрист Владимир Беляев (aka Nepofigist).

Поскольку было совершенно непонятно, что делать в данной ситуации. Ответ магазина вроде бы есть, и вроде бы они не отказали, и вроде бы не послали. В общем, как речь Горбачёва, — сказано много и красиво, а суть понять невозможно. Вот я и решил попросить совета уважаемого Непофигиста, и описал всю ситуацию на сайте nepofigizm.ru.

Получил такой совет:

Во-первых, экспертизу магазин назначил полностью нелегально. Согласно ч.5 ст.18 ФЗ «ОЗПП», экспертиза подлежит осуществлению только в случае спора о причинах возникновения недостатков товара. Спора о недостатках товара не было, ответ по существу претензии об удовлетворении требований либо об отказе в удовлетворении требований отсутствует. Следовательно, мы имеем нарушение №1.

Во-вторых, при взгляде на гарантийный талон я понял, что жизнь определенно хороша, ибо магазин полностью игнорирует требования все той же ч.5 ст.18 ФЗ «ОЗПП» («отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований»), ну и про сохранность упаковки они тоже хорошо сказали…

Предлагаю направить им ответ на письмо, в котором указать на несвоевременное уведомление Вас о сроках и дате проведения экспертизы, а также указать на отсутствие оснований для ее проведения (см. выше) и на то, что гарантийные условия явно не соответствуют закону, что является основанием для Вашего обращения в Роспотребнадзор с целью открытия дела по ст.14.7 и (или) ст.14.8 КоАП РФ.

Nepofigist

Воспрянул духом и написал претензию №2 (.pdf, 1.9 МБ), в которой указал всё вышеперечисленное, и требовал уже возврата полной суммы уплаченной за ботинки. Кроме того, написал ещё и претензию №3 (.pdf, 3.3 Мб) на возврат полной суммы, уплаченной за самые первые ботинки, с развалившимися каблуками. Приложил копии чеков и фотографии дефектов обуви. Отправил обе претензии письмами с уведомлением 3 декабря. Копии писем продублировал на электронный адрес, указанный на сайте магазина.

Уведомление о доставке пока (8 декабря) не получил, но зато получил от магазина такой ответ по электронной почте:

Уведомление

Прошу Вас предъявить обувь, по качеству которой вы имеете претензии, в торговую точку, где она была приобретена для дальнейшего принятия решения до 12.12.10 ст.18., п.5 Закона РФ « О защите прав потребителя»: «- Продавец имеет право провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества.» Экспертиза по данной обуви будет производиться по адресу: пл. Октябрьская, дом 1, офис 7 здание «Торгово – промышленной палата». 13 декабря в 11:30.

08.12.10

Вчитывался в ответ, вчитывался. Думал, думал. Ничего не понял. Поплёлся за советом к Непофигисту. :)

Получил такой совет:

Приветствую. Ответ весьма интересный.

Согласно ч.5 ст.18 ФЗ «ОЗПП», Вы действительно вправе присутствовать и при проверке качества товара, и при экспертизе. Однако, экспертиза назначается только после того, когда есть спор о причинах возникновения недостатков, который в принципе не может существовать до момента проверки качества товара — без ознакомления с товаром, не проводя его визуальный и технический осмотр, продавец вообще не имеет никаких данных о причинах возникновения недостатков.

Экспертиза назначается только после возникновения спора, но спора между вами не было: на осмотр обувь Вы не представляли, претензии не говорят о природе недостатков, но продавец уже назначает дату экспертизы, будучи уверенным, что спор между вами уже есть. Возможно, у них есть машина времени?

В общем, предлагаю отправить гневное письмо продавцу с изложением (более развернутым) данной позиции, а также жалобу в Роспотребнадзор: по сути, Вас желают обмануть, нарушая порядок назначения экспертизы, следовательно, есть возможность привлечь продавца к административной ответственности.

Как-то так.

UPD. Все электронные обращения обязательно дублируйте бумажными письмами.

Nepofigist

14 декабря

Написал письмо (.pdf, 27 КБ), 14 декабря отправил с уведомлением в магазин. Копию отправил в магазин по электронной почте.

Также, написал заявление в Роспотребнадзор (.pdf, 42 КБ). Не успел его отправить (заявление таки отправил), как получил ответ от магазина по электронной почте:

Уважаемый гр-н Самсонов А.В. Сообщаем вам о том, что Роспотребнадзор Сормовского р-на был поставлен в известность 13.12.10г. о том, что Самсонов А.В. дает адреса, по которым своевременное сообщение ему послать невозможно, т. к. адресат не открывает дверь и не приходит по извещениям на почту. Принять обувь по фото, кот. вы нам присылаете невозможно. Данная переписка – это умышленное затягивание процессов и сроков. По электронной почте вам было предложено предъявить обувь в торговую точку до 12.12.10 и решить данное дело мирным путем. Все документы о попытках с вами связаться и решить данное дело сохранены и будут представлены в Роспотребнадзор.

Так же мы со своей стороны до сих пор готовы принять вашу обувь и решить данную проблему.

14.12.2010

Комментарий юриста:

«Самсонов А.В. дает адреса, по которым своевременное сообщение ему послать невозможно, т.к. адресат не открывает дверь и не приходит по извещениям на почту.»

Это ложь, верно? Поздравляю, если у них нет никаких доказательств, то их можно привлечь к уголовной ответственности за клевету, состав есть.

Если есть диктофон, при его сопровождении произведите следующий диалог с представителем магазина.

— Алло, здравствуйте, это магазин такой-то?
— Да.
— Простите, представьтесь, пожалуйста.
— Иванов И.И.
— Мне тут от Вас письмо по электронной почте пришло, такого-то числа в такое-то время отправлено. Подтвердите, пожалуйста, оно Ваше?
— Да / Нет.
— Спасибо, до свидания.

В чем смысл. Если они скажут, что письмо не их — они введут в заблуждение Роспотребнадзор, если скажут, что их — будут основания для дела частного обвинения по клевете.

Nepofigist

15 декабря

Собственно вот и сам диалог (в мп3-плэйере Samsung YP-U5 оказывается офигенный диктофон): звонок в магазин (.mp3, 2.3 МБ).

Утром этого же дня, наконец то сходил и забрал на телеграфе телеграмму от магазина:

Телеграмма от магазина «Обувная лига».

Как оказалось телеграмма до адресата может идти намного дольше письма :) Ибо, по домам их разносят в то время, когда все на работе. Можно телеграмму забрать самому, но телеграф работает с 9:00 до 19:00, суббота и воскресенье — выходной, в отличие от почты, которая работает тоже до семи, но без выходных. И если почта стоит под боком, то на телеграф надо переться на автобусе достаточно далеко. У меня доставка телеграммы с телеграфа заняла 6 дней.

27 декабря

Получил из Роспотребнадзора письмо, о том что моё обращение переслано на рассмотрение в районный отдел:

Ответ Роспотребнадзора.

29 декабря

Следующие мои действия, по совету юриста, должны быть следующими:

Действия таковы: во-первых, следует ждать ответа из Роспотребнадзора, во-вторых, следует ответить на телеграмму примерно в том же духе: телеграмму получил 15 декабря, экспертиза назначена на 13 декабря, порядок назначения экспертизы незаконен (вкратце повторить доводы), судя по времени уведомления Вы явно не желаете моего присутствия, злоупотребляете своими правами, уведомляю Вас о необходимости соблюдения порядка назначения экспертизы после проверки качества товара в порядке, предусмотренном ФЗ «ОЗПП», Роспотребнадзор будет извещен о Вашем очередном нарушении, жду от Вас конструктивных предложений и даты проведения проверки качества товара в моем присутствии.

Nepofigist

В соответствии с этим, написал ответ на телеграмму (.pdf, 800 КБ). Отправил письмом с уведомлением.

3 февраля 2011 г.

Пришёл ответ от Роспотребнадзора:

Ответ Роспотребнадзора.

На выходные запланировал поездку в магазин за деньгами.

6 февраля

Cъездил в магазин. Там новый старший менеджер. Обменял две пары ботинок на деньги. Для этого потребовалось предъявить чеки на обувь, написать два заявления с просьбой вернуть деньги, и подписать две квитанции о получении наличных.

Эпилог

После вмешательства Роспотребнадзора магазин вернул в полном объёме уплаченные за обувь деньги:
2840 руб. — за ботинки Dino Ricci;
1512 руб. — за туфли Carido.

На это потребовалось 3 месяца и 1 неделя, с момента первого обращения с претензией в магазин.

UPD: 19 февраля

Вернулось обратно письмо, написанное в ответ на телеграмму магазина. Похоже в магазине отказывались получать его, ссылаясь на отсутствие доверенности от директора. Письмо вернулось в связи с истечением срока хранения:

Ответ на телеграмму вернулся.
Ответ на телеграмму вернулся.
Ответ на телеграмму вернулся.