Самокат и салазки

Самсонов В. А.
30.01.2012

Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 вся промышленность СССР работала на нужды армии, на оборону, на победу. Товаров для детей было очень мало. В магазинах, где до войны продавались детские игрушки, теперь были пустые полки.

Вспоминаю такой случай. Вдруг разнесся слух, что в один из магазинов «завезли куклу». Взрослые поспешили в магазин. Выстроилась очередь. В очереди были одни женщины. Наверное это были мамы и бабушки. В магазине, среди пустых полок одна была занята. На ней в ряд сидели одинаковые тряпичные куклы.

Но детям хотелось чего-то более существенного, и сейчас. Не могли же они ждать, когда кончится война. Тут-то и начало проявляться народное творчество. Одним из результатов этого творчества был самокат.

Чтобы его сделать, надо было достать два больших шариковых подшипника, гвозди, доски толщиной 20–25 мм. Еще нужны были бруски потолще. Труднее всего было достать подшипники. Но кое-кому это все-таки удавалось. Наверное их можно было получить в мастерских по ремонту автомобилей. Отслужившие свой срок, непригодные для автомобилей подшипники вполне подходили для самоката.

Процесс изготовления самоката был следующий:

Бруски обтачивались так, чтобы на них можно было туго насадить подшипники, концы стачивались, чтобы были плоские:

Самодельный самокат. Подшипник.

В доске выдалбливалось углубление для подшипника, и к ней гвоздями прибивался брусок с подшипником:

Самодельный самокат.

Брусок со вторым подшипником прибивался ко второй доске, но уже с торца. На её противоположный конец прибивалась палка с закругленными концами. Это был руль. В эту же доску забивалось два больших гвоздя, затем концы их загибались и опять забивались в доску:

Самодельный самокат.

К первой доске прибивалась доска и в ней тоже делалось две петли из больших гвоздей. Гвозди для этих петель должны быть достаточно толстыми, чтобы выдержать вес стоящего на самокате человека:

Самодельный самокат.

Для увеличения прочности конструкции прибивалась еще раскосина. Теперь осталось соединить обе части с помощью железного прута толщиной 5–6 мм, — и самокат готов!

Самодельный самокат.

Некоторые изготовители самокатов делали еще сиденье, чтобы можно было сесть, когда едешь по длинному уклону:

Самодельный самокат.

На самокатах ездили по ровному асфальту. Самокат не имел амортизаторов. Езда на железных колесах по неровной поверхности сопровождалась большим шумом. В подшипники попадали пыль и песок. От этого они быстро изнашивались и начинали греметь ещё больше при езде. Но это не могло омрачить настроение владельца этого транспортного средства, тем более, что оно было сделано своими руками.

Самокат использовался летом, а зимой делали санки, которые называли «железками». Сделать их было не очень трудно. Для их изготовления нужен был железный прут толщиной 12–18 мм, и длиной не менее 4-х метров. Добыть такой прут было сложно. Поэтому таких санок было очень мало. Прут сгибали с помощью старших ребят или взрослых. Получалось примерно так:

Самодельные салазки.

На полозья вставали ногами, руками держались за верхнюю часть. Толкались одной ногой. Если ехали с горы, то на полозья могли встать двое, а то и трое. Держались друг за друга.

В газете «Тогда» опубликована фотография таких салазок (1950 г.):

Газета «Тогда». 1950 г. Самодельные салазки.