Завод «Красное Сормово». Воспоминания о первых пятилетках

Шавин К. С.
1977 год

Данная статья представляет из себя художественную обработку рукописи «Из воспоминаний о первых пятилетках» (.pdf, 5 МБ) моего деда, проработавшего на заводе «Красное Сормово» более 40 лет.
Добавлены фотографии, взятые из следующих источников: www.archiv.nnov.ru, humus.livejournal.com, opentextnn.ru, goood-joob.narod.ru и др.

В конце 1929 года после окончания 7-летней школы я был принят учеником токаря в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) имени «Комсомола» при заводе «Красное Сормово». Принят был благодаря тому, что был дополнительный набор: попасть в школу ФЗУ и вообще поступить на работу было очень трудно, в Сормове и в стране была безработица. На работу я оформлялся на бирже труда, которая размещалась во вновь построенном здании. Теперь в этом здании находится Сормовская почта. Ранее биржа труда была в двухэтажном деревянном доме на улице Станционной, около железнодорожной станции «Сормово».

Школа ФЗУ размещалась в здании, где сейчас находится дерево-обрабатывающий цех (ДОЦ), в одном пролёте к заводскому парку. В школе был образцовый порядок. Рабочий день начинался с гимнастики, которая проводилась в коридоре — специального помещения не было. Так же были классы для теоретических занятий и три мастерские: слесарная, столярная и токарная. В последней было установлено станочное оборудование с общей трансмиссией. В ФЗУ обмундирование и питание не выдавали. Зарплата была 25 руб. в месяц. Мастера раздавали два раза в месяц в конвертах. Все ученики подписывались на заём. Практические занятия проводились в мастерских школы, а так же в цехах завода: вагонном (цех СМ-3, теперь СМ-5) и инструментальном. Последний тогда размещался вместе с арматурным цехом в трёхэтажном каменном здании. Сейчас в нём мастерские ГПТУ-5 и технический отдел завода. На всех трёх этажах были установлены станки и общие трансмиссии. Производственное обучение проводили опытные мастера: Кондрашов В., Бузычкин В. И., Самойлов И. А. и др.

Цех сормовского завода.
Цех сормовского завода.

По сравнению с настоящим временем завод был небольшой и располагался, в основном, от Главной конторы до заводского парка. Здания цехов были старые, многие цехи размещались в деревянных и засыпных помещениях, тротуаров и асфальтовых дорог не было, часть дорог были булыжными.

Главная контора сормовского завода.
Контора завода Акционерного общества Сормово.
Сормовский завод.
Сормовский завод.

Для перевозки грузов использовался железнодорожный транспорт, а так же узкоколейные железнодорожные пути, проложенные по всему заводу и во всех цехах. Имелся гужевой транспорт и заводский конный парк, автомашин на заводе не было.

Сормовский завод.
Сормовский завод.

На заводе гардеробных помещений, столовых практически не было, большинство работающих в чём приходило на завод, в том и работало; обед приносили с собой, завернутый в красный платочек; газет выписывали и покупали мало, многие рабочие были малограмотные или совсем неграмотные; с промтоварами и питанием было трудно; нередко можно было увидеть рабочих, которые ходили в лаптях, особенно вновь прибывшие из деревень.

На железнодорожной станции.
На железнодорожной станции.

В Сормове и прилегающих посёлках работающие завода жили в частных маленьких деревянных домах. Заводские дома были только в заводском парке и около памятника В. И. Ленину, где были построены 48-квартирные дома. Тротуаров и асфальтовых дорог не было, Большая дорога была булыжная, кое-где были деревянные мосточки.

Сормово. Шоссейная улица (Большая дорога). Сейчас улица Коминтерна. Фото М. П. Дмитриева
Сормово. Шоссейная улица (Большая дорога). Сейчас улица Коминтерна. Фото М. П. Дмитриева
Сормово. Шоссейная улица. Перекрёсток с улицами Александровской и Новоканавинской.
Сормово. Перекрёсток с улицами Александровской и Новоканавинской.
Сормово. Улица. Водопроводная колонка. к. XIX – н. ХХ вв.
Сормово. Улица. Водопроводная колонка. к. XIX – н. ХХ вв.

С транспортом было плохо: ходил финлянчик (небольшой пароход) по Волге до города, были железные дороги до Канавина и Большого Козино, а затем до Балахны, поезда ходили редко; трамвайного и троллейбусного транспорта не было, ходил редко маленький заграничный автобус от Сормова до Канавина, постоянных мостов через Волгу и Оку не было, через Волгу были паромные переправы, в том числе железнодорожных вагонов, через Оку был плашкоут — наплавной мост из барж, во время ледохода который разводился.

Многие посёлки не имели электрического освещения, были керосиновые лампы, в том числе в клубах, школах, библиотеках; не было радио, телефонов, радиоприёмников, телевизоров, водопровода, канализации; велосипеды, мотоциклы были редкостью.

Сормово. Узкозаводская улица (сейчас улица Свободы). Балахнинский уезд, Нижегородская губерния, XIX в.
Сормово. Узкозаводская улица (сейчас улица Свободы). Балахнинский уезд, Нижегородская губерния

К этому времени в Сормове был построен Дворец культуры, а в посёлках клубы (нардомы). Во дворце, клубах, школах, библиотеках проводилась большая работа; инициативы, энергии у народа было очень много: работали кружки самодеятельности, проводили вечера, ставили спектакли, концерты, популярность которых была большая, зрители не вмещались в помещения; показывалось немое кино в сопровождении пианино; везде организовывались футбольные команды, сами делали футбольные поля, мячи; играли в городки, лапту и др.; много организовывалось субботников, работали кружки по ликвидации неграмотности.

В это время началось строительство филиала завода «Красное Сормово», который вскоре был преобразован в машиностроительный завод №92, а так же строительство автозавода, авиационного завода, станкозавода, на строительство которых организовывались субботники, особенно часто на автозавод. Кузницей кадров для этих заводов и многих других заводов страны был завод «Красное Сормово».

В это время началось жилищное строительство на посёлках: Кооперативном, Калининском, Володарском, Комсомольском, дома, в основном, строились деревянные и засыпные с печным отоплением, без удобств; много строилось частных домов.

В этот же период проводилась коллективизация сельского хозяйства, работающие завода, проживающие в посёлках тоже организовывали колхозы по выращиванию овощей, например в Копосове был колхоз «Наш ответ вредителям и интервентам». В колхозах работали домохозяйки и работающие завода.

Шуховская башня в Копосово.
Шуховская башня в Копосово

Окончил учёбу в школе ФЗУ я в 1932 году, уже в новом специально построенном здании, со всеми удобствами и службами. В настоящее время в нём расположено заводоуправление Горьковского машиностроительного завода. На строительство школы мы устраивали много субботников. После окончания ФЗУ я работал токарем. Вскоре мне было присвоено звание ударника, и была выдана книжка ударника. В ней ежемесячно отмечалось, что это звание подтверждается. По книжке ударника иногда в магазине выдавали товары, в том числе я получал конфет — 500 гр., чаю — 50 гр., муки — 1 кг. и т. д.. В это время в стране была карточная система снабжения, отменённая с 1 января 1935 года. Магазины были кооперативные, рабочие вносили в кооператив денежный пай.

В это время была пятидневная рабочая неделя. На заводе проводилась большая работа по повышению квалификации работающих, многие учились и сдавали техминиум по профессии. Тем, кто хорошо осваивал технику выдавали значки «ЗОТ» (за овладение техникой). Я также сдавал техминиум и получил значёк «ЗОТ», кроме этого я ещё учился в заочном техникуме и работал в колхозе.

Значёк «ЗОТ» (За овладение техникой).

В связи с ростом квалификации работающих, получением нового заграничного оборудования, внедрением рационализаторских предложений производительность труда систематически поднималась. В это время ежегодно проводились пересмотры норм выработки.

На заводе работало много старых кадровых рабочих, которые имели свои привычки, своё отношение к работе. Они знали секреты в работе и некоторые рабочие эти секреты не передавали другим. Работа была сдельная, рабочие могли сделать больше, но сдавли нарядов столько, сколько положено ему заработать. Таким образом сдерживался рост производительности труда. На заводе были нарушения дисциплины, прогулы. В выполнении плана по разным причинам иногда были прорывы, которые потом приходилось навёрстывать,— в то время это называлось штурмовать.

Коммунисты, профсоюзные и комсомольские организации проводили с работающими большую массово-политическую работу по разъяснению политики партии о значении индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, о значении выполнения планов пятилеток. Развёртывалось социалистическое соревнование, улучшался показ итогов работы: хорошо работающие показывались летящими на самолёте, а отстающих показывали на черепахе, а иногда и с рогожным знаменем. Разъяснительная работа, проводимая общественными организациями среди работающих, давала свои положительные результаты. Многие рабочие изучив досконально возможности оборудования стали значительно перевыполнять нормы, нарастал трудовой энтузиазм.

На заводе первыми стахановцами были бригадир Калмыков А. П. из прокатного цеха, токарь Кириллов В. Ф. из дизельного цеха и многие другие, которые стали перевыполнять нормы в 1,5 – 2 раза и более.

Завод в это время строил паровозы, вагоны, трамваи, платформы, думпкары, суда, изготовлял оборудование для нефтяной промышленности, дизели, боеприпасы, для московского метро отправили тюбинги и др.

В 1937 году завод для канала Волга — Москва отправил флотилию первоклассных пассажирских судов.

Завод «Красное Сормово». Пассажирские суда для канала Волга — Москва. 1937 г.

В это время велась реконструкция завода, в 1934 году были снесены частные дома в Мышьяковке и строились корпуса цехов: кузнечно-прессового, ново-мартеновского, ново-фасоннолитейного, новой котельной и др.

В III пятилетке основное направление было на расширение судостроения, но эту пятилетку не суждено было закончить.

Фашисты и империалисты раздували пламя войны. Война была и у наших границ. В 1938 году японские милитаристы нарушили нашу границу у озера Хасан, затем финская война, а 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война против гитлеровских фашистов.

За годы предвоенных пятилеток завод «Красное Сормово» преобразился: в несколько раз был увеличен выпуск продукции, построены новые цехи, реконструированы старые, завод получил много заграничного и отечественного нового оборудования; большая работа проделана по благоустройству завода, были построены гардеробные помещения, душевые, открыты столовые. В Сормове и прилегающих посёлках было много построено жилых домов, в том числе дом стахановцев, дом ИТР, гостиница, дома в квартале Энгельса и др.

Сормово. Дом стахановцев завода «Красное Сормово» (дом напротив т/ц «Муравей»). Фото: Н. Р. Нейман. 1939-1940
Сормово. Дом стахановцев завода «Красное Сормово» (дом напротив т/ц «Муравей»). Фото: Н. Р. Нейман. 1939-1940

Были построены новые школы, поликлиники, парк.

Открытие Сормовского парка культуры и отдыха. г. Горький, 1940 г. Фото П. В. Мозжухина.
Открытие Сормовского парка культуры и отдыха. г. Горький, 1940 г. Фото П.В. Мозжухина
Открытие Сормовского парка культуры и отдыха. г. Горький, 1940 г. Фото П.В. Мозжухина
Открытие Сормовского парка культуры и отдыха. г. Горький, 1940 г. Фото П.В. Мозжухина

Была улучшена работа транспорта: трамвай связал центр Сормова с Канавином и городом, увеличилось количество автобусных маршрутов; были построены мосты через Оку и Волгу.

Водноспортивная станция «Динамо». г. Горький, 1937 г. Фото Н.М. Капелюша.
Водноспортивная станция «Динамо». г. Горький, 1937 г. Фото Н.М. Капелюша

Большая работа проводилась по благоустройству Сормова, в том числе были озеленены улицы Коминтерна, Свободы; в Сормове был проведён водопровод, канализация, во всех домах появилось электричество, многие имели радио, радиоприёмники, появилось звуковое кино; была ликвидирована безработица. По улучшению жизни народа делалось очень много. В это время появилась поговорка «жить стало лучше, жить стало веселее».

Проведённые выборы в Верховный Совет СССР, республики и местные советы по новой Конституции были настоящим всенародным праздником. Избирательные участки были очень хорошо и красиво оформлены, в них были детские комнаты, комнаты отдыха и др. Сормовичи единодушно отдали свои голоса за кандидатов в депутаты блока коммунистов и беспартийных.

С 1937 года я работал по производству боеприпасов, в этом году начались работы по увеличению мощностей по изготовлению боеприпасов. Строились и реконструировались мастерские (№7 и «Г») по изготовлению корпусов снарядов 107 мм, кроме действующей мастерской №2, а так же реконструировался цех №17 по производству корпусов снарядов 203 мм, кроме действующей мастерской №5; вскоре мастерские №2, №7, «Г» были объединены в цех №18.

Накануне финской войны и во время её коллективы цехов №17, №18 работали очень напряжённо и изготовили для фронта большое количество снарядов.

В 1939 году отмечался юбилей — 90-летие завода «Красное Сормово» и многие работающие за образцовую и долголетнюю работу были премированы: ценными подарками, денежными премиями, юбилейными грамотами, награждены орденами и медалями.

Указ о награждении орденом Трудового Красного Знамени горьковского завода «Красное Сормово».

В июне 1940 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на 8 часовой рабочий день, на 7 дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». С выходом данного Указа трудовая и производственная дисциплина стала резко улучшаться. Злостных нарушителей привлекали к уголовной ответственности, в то время были в ходу обозначения: 4-15, 5-25, 6-20 и т. д., первая цифра обозначает количество месяцев, а вторая цифра проценты удержания из зарплаты.

С началом Великой Отечественной войны завод начал перестраиваться на производство танков и увеличению выпуска боеприпасов. Тяжёлое было время, завод перестраивался, а война приближалась, гитлеровские захватчики рвались к Москве. Описать состояние руководителей и рабочих невозможно, это надо пережить. Многие работали двое, трое и 5 суток не выходя из завода, пока не было выполнено задание; производству отдавали все свои силы, знания, опыт; часто делали казалось невозможное. Трудностей было много, производство для сормовичей было новое, необходимо было произвести большой объём строительных работ, материалов не хватало; реконструировалось большинство цехов, организовывались новые цехи, модернизировалось и перестраивалось сотни единиц оборудования, изготавливалось новое оборудование, а так же оснастка, инструмент. Освоение шло тяжело, но несмотря на все трудности сормовичи в короткие сроки, через несколько месяцев начали выпуск танков.

С момента вероломного нападения гитлеровских фашистов на нашу Родину добровольцами на фронт ушли многие работающие.

Отправка на фронт частей Горьковского формирования. Фото: Н. Капелюш. 1941 г.
Отправка на фронт частей Горьковского формирования. Фото: Н. Капелюш. 1941 г.
Отправка на фронт частей Горьковского формирования. Фото: Н. Капелюш. 1941 г.

В цехах организовалась полноценная круглосуточная работа в 2 смены по 11 часов. Первая смена начиналась в 8-00 утра и кончалась в 20-00, с перерывом на обед 1 час. Вторая смена работала всю ночь с 20-00 до 8 часов утра. Выходных не было, в воскресенье была ломка смен и работали по 18 часов. Рабочих не хватало. На завод были мобилизованы домохозяйки до 55 лет и молодежь с 16 лет. Вновь пришедшие в завод не имели профессий, были не знакомы с работой, надо их быстро обучить. Это было трудно, но другого выхода не было. За несколько дней практического обучения, без теории, новые рабочие работали самостоятельно. Было много поломок, был брак, было много слёз, но военная техника делалась. С начала войны была введена карточная система обеспечения работающих продуктами первой необходимости, в основном хлебом; рабочим выдавалось 800 грамм хлеба на день, иждивенцам — 250 грамм и хлеба не такого, какой мы сейчас едим, а в нём был и картофель и другие примеси.

В заводских столовых могли питаться только работающие, получившие талоны за выполнение производственных заданий, так называемые «УДП» (усиленное дополнительное питание) и стахановские, последние были лучшие «УДП», но в целом обеды были низкого качества из-за отсутствия продуктов.

Завод и все жилые дома в районе и городе имели светомаскировку, на улицах ночью было темно. В зимнее время из-за перебоев с обеспечением углем у цехах было холодно, часто в станках замерзала эмульсия, были перебои в снабжении электроэнергией. В квартирах тоже не всегда было тепло и был свет. Из-за недостатка питания, с весны 1942 года, после 12 часов напряжённой работы в заводе, большинство работающих шли на участки, отведённые под посадку картофеля и копали лопатами целину. Участки были на острове Пенькове, за Волгой, у Копосовской дубравы и везде где можно было сажать картофель, в том числе на площади у Дворца культуры.

Над городом летали фашистские самолёты и часто бомбили Сормово, завод, в том числе были сброшены бомбы около модельного цеха, на улице Коминтерна в районе железнодорожного моста, бомбили так же Горький и особенно часто автозавод. Над городом по ночам стояло зарево пожаров и висели на парашютах осветительные шары.

Из-за систематического недоедания многие рабочие болели дистрофией, были случаи смерти прямо в заводе. Многие семьи получали похоронки о гибели родных на фронте. На завод прибывали эвакуированные из Харькова, Николаева, Сталинграда. Готовился к эвакуации и наш завод.

Моральные и физические нагрузки на работающих были невыносимо тяжёлые. И несмотря на все трудности, лишения, сормовичи, как и вся страна отдавали все свои силы, опыт, знания делу борьбы с ненавистным гитлеровским фашизмом, для спасения своей Родины. Работали столько, сколько требовалось, работали под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы». Каждый труженик на своём рабочем месте совершал каждый час, каждый день трудовой подвиг, геройский подвиг во имя разгрома фашистских захватчиков, во имя спасения любимой Родины. Технически-расчётные нормы выполнялись на 150–200% и более. Самоотверженная работа сормовичей, под руководством партийной организации, по увеличению выпуска танков и боеприпасов, по усовершенствованию производства, увеличению производительности труда дала большие результаты: при уменьшении количества работающих выпуск военной техники систематически увеличивался и вскоре танков Т-34 завод отправлял до 300 и более штук в месяц, цех №18 изготавливал до 90 тысяч и более корпусов снарядов ежемесячно, цех №17 отправлял до 25 тысяч знаменитых «катюш» в месяц.

Завод «Красное Сормово». В цехе сборки танков. г. Горький, 1944 г.
Завод «Красное Сормово». В цехе сборки танков. г. Горький, 1944 г.

«Всё для фронта, всё для победы» во имя этого сормовичи нее только самоотверженно трудились на своих рабочих местах, но ненависть к злейшему врагу, желание сделать как можно больше для скорейшего разгрома фашистских захватчиков, проявлялось во всей жизни, поступках советских людей, проявлялся наш советский, русский патриотизм: юноши и девушки, пожилые мужчины и женщины добровольцами уходили на фронт; многие сормовичи записывались в народное ополчение и после работы обучались военному делу. С наступлением холодов свои тёплые вещи, большинство работающих, отдавали для отправки на фронт солдатам, а сами одевались кое во что. В это время промтоварные магазины не работали и только в конце войны за выполнение заданий очень редко некоторые могли получить ордер на получение одной вещи. Сормовичи отдавали свои сбережения, облигации займов на постройку военной техники, изыскивались последние возможности и посылались подарки солдатам на фронт.

Облигации военного займа. Плакат.

При подходе немцев к Москве, в холодные времена жители города, работающие заводов строили оборонительные сооружения на подступах к Горькому, например в районе Чкаловска. Около цехов в заводе и в районе были вырыты в земле бомбоубежища, в которых во время объявления воздушных тревог и налётов вражеских самолётов необходимо было укрываться всем работающим и населению, но патриотизм к Родине был выше всех опасностей и все работающие не обращали внимание на воздушные тревоги, бомбёжки, стрельбу зениток и продолжали работать на своих рабочих местах, делали танки, снаряды. Во многих частных домах, квартирах, клубах, Дворце культуры размещались солдаты, вновь формируемых частей. Во многих школах были организованы госпитали. Патриотизму, трудовому подвигу сормовичей не было предела.

За самоотверженный труд, за образцовые выполнения заданий в дни Великой Отечественной войны многие работающие завода неоднократно получали благодарности, премии, ценные подарки и награждались орденами и медалями, трижды награждён орденами и завод «Красное Сормово».

Коллектив завода много раз занимал первые места в Всесоюзном социалистическом соревновании, 33 раза присуждалось переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны, а затем было передано на вечное хранение.

Митинг на заводе «Красное Сормово» по случаю присуждения заводу знамени Государственного комитета обороны. г. Горький, 1944 г.
Митинг на заводе «Красное Сормово» по случаю присуждения заводу знамени Государственного комитета обороны. г. Горький, 1944 г.

Когда было объявлено о капитуляции фашистской Германии радости сормовичей, как и всего советского народа, не было конца, был митинг около цеха сборки танков, ныне ремонтно-механического цеха, завод был переведён на нормальный режим работы с одним выходным днём — воскресеньем.

В 1946 году была сильная засуха, год был очень неурожайный и желание трудящихся получить счастье — поесть до сыта настоящего ржаного хлеба, пришлось отложить и только в декабре 1947 года была проведена денежная реформа и отменена карточная система, таким образом ещё 2 года советский народ испытывал трудности и лишения.

Кроме этого появились и внешние трудности; мировой империализм и особенно американский, разгром гитлеровской Германии и японского милитаризма хотели обратить только на пользу мирового империализма, в ущерб Советского Союза; империалисты считали, что Россия войной обескровлена, разрушено много сёл, городов, заводов, колхозов, совхозов и восстановить своими силами народное хозяйство СССР не сможет и будет просить помощи у американских и других империалистов, пойдёт на уступки, на поводу у капиталистических стран, но этого не случилось; советский народ и другие страны, которым советские войска помогли освободиться от гнёта фашистов и империалистов, своими силами в короткие сроки стали восстанавливать разрушенное хозяйство. Империалистов такой ход событий не устраивал, начиналась так называемая «холодная война», практически нам грозили новой войной, вскоре началась корейская война. Над миром висела угроза новой мировой войны, но теперь уже ядерной.

Это создавало для советского народа и народов освободившихся от ига империализма новые дополнительные трудности. Наша партия и правительство принимало необходимые меры. Напряжение в работе было большое. Как теперь известно благодаря правильных и настойчивых действий нашей партии и правительства империалисты вынуждены были постепенно ослаблять политику «холодной войны» и переходить к политике разрядки, которую настойчиво проводит наша страна.

По IV пятилетнему плану завод переходил на производство мирной продукции, на выпуск паровозов, различных судов, колёсных центров, запасных частей и газогенераторных установок для тракторов и другой продукции, а так же для обороны страны. Новое производство организовывалось на более высоком техническом уровне по конструкции, технологии, с высокой степенью механизации, так например в судостроении внедрялось строительство судов крупносекционными блоками. Для перехода на производство мирной продукции необходимо было произвести огромный объём работ по перестройке завода: ремонтировались и реконструировались здания цехов, коммуникации, железнодорожный транспорт, приводились в порядок автодороги, организовывались новые цехи: переставляли, ремонтировали и модернизировали многие сотни оборудования, изготавливалось новое оборудование и оснастка, в том числе крупногабаритная и т. д. Освоение мирной продукции шло трудно, не хватало квалифицированных кадров, необходимого оборудования, оснастки, но сормовичам не впервые преодолевать трудности и вскоре начался выпуск паровозов, судов и другой продукции. Коллектив завода и после окончания войны, в период восстановления народного хозяйства был в первых рядах соревнующихся.

После окончания войны на заводе, в Сормове и посёлках велись большие работы по благоустройству, строительству жилья, школ, больниц, бытовых помещений в заводе. Дорога и тротуары покрывались асфальтом, была заново построена дорога по улице Свободы до Дубравного посёлка, разбитая во время войны танками; дорогу строили пленные немцы. Производились большие работы по озеленению в заводе, Сормове и посёлках, приводились в порядок и красились здания цехов. Особенно большая работа проводилась к юбилею — 100-летию завода (1949 год). Появилось троллейбусное сообщение, увеличилось количество автобусных маршрутов, много стало радиоприёмников, появилось телевидение, началась газификация. Сормовичи, как и весь советский народ и в деле восстановления народного хозяйства и его дальнейшего развития проявляли патриотизм и энтузиазм. Это выражалось не только в самоотверженном труде на заводе, но в помощи другим городам и заводам людьми, различной продукцией, а так же в подписке на займы, которые были до 1956 года. Трудящиеся отдавали в займы государству 2-х недельный, 3-х недельный, месячный и более своего заработка.

Сормовичи много строили методом народной стройки (сам строй), заводам, цехам выделялись участки, объёмы работ и они за счёт резервов выполняли работы. Были построены трамвайные линии от Сормовского кольца (центр Сормова), мимо рынка, через Кооперативный посёлок в Канавино, построена дорога и троллейбусное сообщение на Комсомольский посёлок, позднее методом народной стройки строился Народный посёлок, Дубравный и др.

Город Горький. Центр Сормово. Набор открытых писем. 1959 г.
Город Горький. Центр Сормово. Набор открытых писем. 1959 г.
Н. С. Хрущев на строительстве Народного поселка. 1958 г.
г. Горький. Посёлок Народный. 1959 г. Н. С. Хрущев на строительстве Народного поселка. 1958 г.

В послевоенный период завод расширялся, реконструировался, строились новые цехи, пополнялся новым оборудованием, оснасткой и строил суда: сухогрузы, баржи, танкеры, буксиры, землесосы, землечерпалки, паромы, дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз», суда на подводных крыльях и много другой продукции, а также выполнял заказы для обороны страны. Впервые в стране была построена установка для непрерывной разливки стали.

Завод продолжает расти, выпускать современную продукцию, сормовичи иначе не могут, они всегда вели и ведут поиск нового, лучшего, более производительного, их девиз был и будет «вперёд и только вперёд».